За свою жизнь в Крыму я был очень много раз. Из-за наличия родственников в Севастополе, приличную часть своего детства и юности я провел на улочках именно этого города. Однако потом был довольно большой перерыв, лет так на 6-8, потом события на Украине, потом я оказался в Крыму в 2015, однако, по сути, кроме Феодосии ничего и не видел. В этом году я решил съездить еще раз, но на этот раз более основательно. Идея посетить полуостров пришлась ровно на конец ноября и следующие большие праздники, которые я мог выкроить под поездку – новогодняя неделя.

1. Храм – Маяк
2. Новый год
3. Заброшенная оранжерея
4. Океанографическая платформа
5. Штормовой бассейн
6. Балаклава
7. Аквидуки
8. Бахчисарай
9. Чуфут-Кале
10. Караимское кладбище
11. Большой каньон
12. Ай-Петри
13. Демерджи

Храм-Маяк

31 декабря. Мы выезжаем на арендованном фольксвагене из аэропорта Симферополя в сторону Ялты, обгоняя лениво ползущие междугородние троллейбусы на самой длинной в Мире подобной магистрали.  Наша цель – маленькая деревушка на южном берегу – Малореченское. Именно около нее уютно устроился на скалах 63-метровый Храм Николая Мирликийского, который в виду своего чудесного расположения также является и маяком.

Это сравнительно молодой храм – построен лишь в 2017 году. А в его подвалах находится музей катастроф на воде, в которым нам так попасть и не удалось, в виду позднего визита.

По слухам, местные православные не очень то жалуют храм. Говорят, что он построен, как туристическая точка, а не как дом Божий.


Храм действительно по своей форме напоминает маяк. Отсутствие привычных нам куполов и элемент в основании шпиля, который уж очень похож на линзу Френеля, которая является главным осветительным прибором на маяке.

Новый год

Новогодняя ночь и первый привал должны были пройти в Ялте, куда мы добрались уже затемно. Скинули часть вещей в апартаментах в старом городе и стали думать, что же делать на тожественный бой курантов, до которых оставалось несколько часов. Есть оливье, смотреть Иронию Судьбы и загадывать желание под записанное заранее обращение царя уж что-то совсем не хотелось и мы отправились на Ай-Петри.

Уже на пол пути к вершине погода немного испортилась и начал накрапывать мелкий дождь. А потом мы въехали в облако… Работая на полукилометровом небоскребе, я частенько оказывался в облаке, однако тут ощущения было совершенно другие. Поднялся крепкий холодный ветер и дорога за несколько минут покрылась тонкой ледяной коркой. Кое-как мы добрались до вершины и уже пешком пошли в сторону смотровой площадки на скалу Шишко, откуда в ясный день открывался потрясающий вид на Ялту. Сейчас же там открывался потрясающий вид на ни**я.

Если вы забыли, как выглядит ни*уя, то это такое состояние, когда все, что дальше твоей руки – скрыто быстро проплывающими тучами. Однако старая мыльница Olympus показала себя с совершенно новой стороны, умудряясь ловить фокус даже в облаках.

Однако долго тусить на такой погоде не представлялось возможным и было принято решение спуститься с горы ниже облаков. Где-то на пол пути я и встретил Новый год.


Через минут 15 мы спустились с горного хребта ниже уровня свинцовых туч и смогли наконец взглянуть на южное побережье с высоты птичьего полета. То, что было дальше не представилось возможным сфотографировать или записать на видео, и скорее всего мне не удасться так красочно описать те события, свидетелем которых я стал.  Из облаков показалась Ялта, которая озарилась тысячью разноцветных фейерверков. К официальным салютам, которые устраивают практически во всех городах РФ, добавились сотни более маленьких, запущенных веселыми местными и довольными туристами. А поскольку я находился выше праздника метров так на 800, прямо перед собой одновременно видел все их. Увиденное поразило меня в несколько раз больше чем праздник Алые Паруса, увиденный мной в первый раз в 2008 году.

Заброшенная оранжерея Министерства обороны

Знаете это чувство, когда просыпаешься утром первого января с жутким гудением в голове и осознание того, что на дворе уже не тот год, что вчера, приходит не сразу? Лениво встаешь с кровати и пытаешься понять, что же делать оставшиеся девять выходных? Этим утром чувства эти были мне не знакомы. Я четко представлял, что и где буду делать в следующие несколько дней и главное – как я туда попаду.

В первое утро нового года Ялта как будто вымерла. Стремящееся к ста процентам число гуляк уснуло ровно в тех же позах, в которых добивали третью или пятую бутылку советского шампанского. Из апартаментов на втором этаже милого каменного особнячка в старом городе я вышел около 9 утра и сразу же был поражен числом кошек всевозможных цветов на пустынных улицах.

Дальнейший путь лежал на восток по побережью в маленький городок – Партенит, где в советские годы находился санаторий Министерства Обороны премиум класса, по крайней мере в лучшие его годы. Главной особенностью курорта был прекраснейший парк с огромнейшей оранжереей, и пара многоэтажных корпусов с туннелем и лифтами от них прямо к морю. Сейчас же его разорвали различные арендодатели, а к МО он относиться только на бумаге. Туннель давно не используется, многоэтажные корпуса заброшены, парк разбит в прямом смысле, а оранжерея лишилась большинства стекол и былой атмосферы. Туда я и направился.

Сейчас она выглядит как давно заброшенный летательный аппарат пришельцев, которым однажды не повезло войти в первый контакт с Советским союзом. Парадные двери заварены, однако, учитывая ее состояние, количество новых способов попасть внутрь на квадратный метр просто зашкаливает.

Попадая внутрь, в первую очередь поражаешься тому, насколько же она огромная. Оранжерея имеет диаметр метров 30 и три полных этажа. Два из которых занимает зимний сад плюс цокольный этаж, полностью отведенный под коммуникации и хозяйственные помещения. Оттуда в сам зимний сад ведет лифт.

Выглядит просто потрясающе.

Океанографическая платформа

После Партенита мы отправились на запад по “Золотому берегу” в маленькую прибрежную деревушку – Кацивели.  Знаменит этот поселок тем, что в советские годы являлся одним из научных центров в Крыму и по сей день в нем можно встретить развалины различных исследовательских комплексов, о которых мы и поговорим.

Там вдалеке в 400 метрах от берега уютно наклонилась маленькая океанографическая платформа относящаяся к Морскому экспериментальному полигону, который в свою очередь относится к Морскому гидрофизическому институту, чей филиал занимает приличную часть поселка.

Построена она в 1970-х годах из буровой нефтяной платформы, которая находилась в Каркинитском заливе. Максимальная высота платформы составляет 21 метр. Длина и ширина около 25 метров. Отклонение от горизонтали получила в результате страшного шторма в 1992 году. На настоящий момент на ней проводятся вялотекущие исследования и вроде как обитают люди, даже на постоянной основе.

Рядом с платформой находиться красивый пирс, с которого открывается прекрасный вид на Кошачью гору.

Из поселка так же хорошо виден советский радиотелескоп РТ-22, относящийся к Крымской Астрофизической Обсерватории. Построен он в 1967 году и на настоящий момент тоже вяло работает.

Штормовой бассейн

Так пафосно называется уникальный стенд для исследований штормов и бурь. Построен в послевоенные годы. Суть экспериментов состояла в том, что воду и воздух раскручивали внутри огромного цилиндра при помощи специальных вентиляторов, установленных на крыше. В настоящий момент не функционирует и заброшен. Увидеть его с дорог очень сложно, поэтому скорее всего вам придется пройти по берегу или перелезть через забор.

Увидеть его со стороны и внутри можно на фотографии 1959 года или в этом репортаже.

Балаклава

На следующий день мы приехали в Балаклаву, наверно один из самых известных и туристических городов в Крыму. Зимой там очень мало людей и в сравнении с Балаклавой летней – это город призрак. Почти все интересные музеи и крепости там я уже успел посетить за прошлые свои визиты – поэтому сразу же отправился туда, где еще не был, а именно – на форт “Южная Балаклава”, находящийся на вершине горы Аскети на отметке 360 метров. Именно там находится единственный сохранившийся наблюдательный пост – “Бочка Смерти”.

Сама Балаклава находиться в тихой бухте, вход в которую скрыт самой матерью природой скалами. Это стало одной из причин размещения там военно-морской базы, часть которой находилась внутри горы. Сейчас военных в городе практически нет, а помещения бывшего завода по ремонту подводных лодок занимает крутой музей и я всем советую его посетить.

Но вернемся в “Бочке”. Путь к ней занял около часа, однако наверху я был награжден крутым видом на вход в Балаклавскую Бухту и на заповедник “Мыс Айя”.

“Бочка Смерти” представляет собой нависающую над пропастью защищенную платформу с поверхностным бронированием и амбразурами, с которой солдаты могли вести наблюдение за входом в бухту. Свое прозвище получила в результате легенды о том, что немецкие солдаты сбрасывали отсюда советский солдат. Легенда, есть легенда.

Аквидуки

Следующий объект интересовал только меня, поэтому мне пришлось долго убеждать своих попутчиков сделать крюк, через старинный аквидук около села Чернореченское. Серия подобных аквидуков была построена в XIX веке по инициативе адмирала Лазарева. Они являлись частью самотечного водопровода, подававшего воду в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства на Корабельной стороне Севастополя. Он начинался у современного села Хмельницкое и на протяжении около 18 км имел несколько тоннелей и акведуков. Во время обороны Севастополя доки были повреждены, а перед уходом союзников из Крыма взорваны англичанами. После окончания войны водопровод восстанавливать не стали. Часть его уничтожили при строительстве железной дороги.

Бахчисарай

В Бахчисарай мы приехали уже поздно вечером и еще в темноте поразились уютом и очарованием маленького города. Бывшая столица Крымского ханства расположилась в ущелье и насыщена маленькими и извилистыми улочками, по которым можно проехать только в один ряд.

Город немного осмотрели только следующим утром. Опять же, в не туристический сезон людей на улицах практически нет. Сердцем старого Бахчисарая является Ханский Дворец – роскошный комплекс зданий родовой резиденция династии Гираев – правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий с 1530-х до 1783 г. Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар. Как и любой музей он страшно монетизирован, и чтобы все нормально осмотреть, вам придется оставить во дворце рублей 800. Поскольку в этом дворце мы уже бывали ранее, только освежили воспоминания прогулкой по двору и отправились дальше.

Чуфут-Кале

Дальше лежал Свято-Успенский пещерный монастырь и пещерный город Чуфут-Кале. Монастырь был основан византийскими монахами в XIV веке. И если вам нравятся маленькие домики с фундаментом прямо на отвесных скалах – то это место придется вам по вкусу.

Сам монастырь относительно не большой.

Внутри него я рекомендую посетить часовню, что находиться в пещере. Снимать там запрещено.

Мы проходим монастырь насквозь и направляемся еще дальше в Чуфут-Кале — средневековый город-крепость, возникший предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городе и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже большую часть населения города.

Памятник архитектуры представляет собой совокупность пещер и развалин. Внутри я особо не снимал, а изучал глазами. Вход стоит около 200 р.

На территории сохранились два молитвенных дома караимов – так называемые кенассы.

И открывается превосходный вид на соседнюю гору Беш-Кош.

Караимское кладбище

Возле крепости находится родовое кладбище – Балта Тиймез, название которого указывает на его священное значение для крымских караимов. На территории кладбища до наших дней сохранилось около 10 дубов, возраст которых насчитывает несколько веков. Согласно поверьям, передаваемым из уст в уста от старейшин младшему поколению, во время беды, засухи, или сложных жизненных ситуаций глава семейства мог обратиться за советом к умершим возле родового дерева и загадать желание, которые обязательно сбудется. Кладбище огромное – около 7000 могил, но более 95% разрушены.

Большой каньон

О существовании Большого Каньона я узнал непосредственно по факту пребывания там. Мы ехали от Бахчисарая в Ялту через деревню Соколиное. И уже начав подниматься на Ай-Петри с северной стороны увидели потрясающий красоты овраг с кристально чистым ручьем и ковром из красных опавших листьев.

Ай-Петри

Ребятам, ожидавшим нас в Ялте уже откровенно надоело ждать, пока мы повтыкаем на Большой Каньон и был составлен новый план – встретиться на вершине Ай-Петри. Признаться честно – на вершине я не был никогда, не считая попытки пробиться туда 31 числа.

И я скажу вам, что это обязательно для посещения место. На самый верх ведет канатная дорога, для тех, кто без машин. А сверху открывается неописуемый вид на южный берег, Черное море и Ялту.

Демерджи

Очень много времени у нас было запланировано на горе Демерджи и в Долине приведений. На нее был выделен целый день – от рассвета и до заката. Никакого четкого маршрута у нас не было и мы начали подъем в гору первой попавшейся тропой.

Очень скоро тропу эту мы потеряли и продолжили путь вверх через какие-то кусты.

Очень часто мы останавливались на привалы и закусывали беконом из какого-то фермерского магазина у подножия горы.

Когда же ветер с моря нагнал облачков, которые были уже ниже нас скорость и вовсе упала до минимума, ведь через каждые 5 шагов приходилось доставать камеру.

Я знаю, что многие сейчас подумали – “да какого черта, повесь ты ее на шею и иди!”. Но не все так просто, друзья мои. В этот момент наш подъем состоял уже из 65-ти градусного склона и приходилось держать всеми четырьмя конечностями и пятой точкой. Тропы не просто так нужны! Запомните!

В этот момент за спиной открывался вот такой вид на долину. Где-то в поселке внизу ждет наш фольксваген.

С другой стороны горы есть и автомобильная дорога. Однако чтобы по ней проехать необходимо иметь вот такого полноприводного красавца.

Практически все небо под нами заволокло облаками и мы видели только соседние вершины. Что позволило сделать вот такие потрясающие кадры.

На этой замечательной ноте и подошла к концу моя поездка. Надеюсь, что хотя бы кому-нибудь из вас эта заметка поможет определиться с маршрутом 🙂

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о