В 1895, на завершающей стадии строительства отдельного здания Музея Штиглица, была проведена фотосъемка наружных видов здания и выставочных залов для создания альбома к торжественному открытию, пришедшемуся на май 1896 года. Альбом был отпечатан в Дрездене ограниченным тиражом, включавшим в себя листы с планами двух этажей, продольным разрезом, проектом фасада и 57 фотографиями большинства интерьеров, завершенных на момент съемки. На данный момент нам известно лишь о двух сохранившихся экземплярах этого альбома — один хранится в библиотеке академии, второй в учебном музее.

Снимки, приведенные в альбоме, чрезвычайно ценны для понимания первоначального устройства музея и раскрытия замысла архитектора Максимилиана Месмахера, желавшего отразить все исторически важные стили и эпохи в своём масштабном проекте.

В связи с этим, по прошествии более чем 120 лет с открытия музея, у сотрудника – Никиты Андреева родилась идея пересъемки этих кадров с тех же самых ракурсов, для понимания и оценки изменений произошедших с момента открытия до наших дней.

Уличные фасады

1. Фасад музея ЦУТР барона Штиглица, Соляной переулок

 

2. Фонарь у входа в музей, вид на перспективу Соляного переулка и Пантелеймоновский рынок

 

События ХХ века оставили заметный след на внутреннем облике музея. После Октябрьского переворота музей был национализирован и впоследствии стал первым филиалом Государственного Эрмитажа, куда начиная с 1924 года были перевезены многие коллекции. В связи с новой музейной политикой СССР произошла кардинальная смена экспозиции и упрощение отделки некоторых залов.

Первый этаж

3. Потолок вестибюля музея

 

4. Аванзал

 

5. Древнеримский зал или зал античного искусства

 

6. Итальянский отдел, Гротесковая галерея

 

7. Итальянский отдел, Зал Меценатов или Зал скульптуры возрождения

 

8. Итальянский отдел, Зал Меценатов или Зал скульптуры возрождения. Переход в зал Росселино и Гротесковую галерею

 

9. Итальянский отдел, Зал Росселино

 

10. Безымянная галерея при Большом выставочном зале

 

11. Русский отдел или зал «Теремок»

 

12. Русский отдел или зал «Теремок»

 

13. Аванзал, центральный вход в Большой выставочный зал

 

В начале Великой Отечественной войны здание получило серьёзные повреждения в следствие авиационных бомбежек. Были разбиты купол над большим выставочным залом, а также пробиты часть потолков, на несколько лет музей остался без отопления, над интерьерами нависла угроза осадков и сурового климата.

В конце войны начался процесс воссоздания художественного училища в комплексе зданий бывшего училища Штиглица. Параллельно становлению учебного процесса велась постепенная реконструкция музея, полностью завершившаяся к 1953 году, которая внесла коррективы в отделку трёх самых больших залов музея – Большого выставочного, Венецианского и зала Совета. Коллекции музея, получившего статус учебного, заняли первый этаж здания. Опустевшие залы второго этажа первоначально использовали для выставок работ различных кафедр и защит дипломных работ, но с течением времени из-за недостатка учебных пространств они были переоборудованы в мастерские, аудитории и кабинеты. В 1960-х годах были побелены фрески в некоторых залов первого этажа, но в конце 1980-х большей части из них был возвращён изначальный облик.

Большой выставочный зал

14. Лестница большого выставочного зала

 

15. Большой выставочный зал, нижняя часть

 

16. Большой выставочный зал

 

17. Большой выставочный зал, галерея верхнего яруса

 

18. Большой выставочный зал, галерея верхнего яруса

 

Второй этаж

19. Зал Рафаэля или Папская галерея

 

20. Зал короля Генриха II

 

21. Зал кардинала Фарнезе

 

22. Зал Совета

 

23. Зал Фламандского Барокко

 

В данный момент точечные реставрационные работы ведутся силами различных кафедр, среди них расчистки и консервация росписей и живописных панно, восстановление витражных композиций и металлического декора. Глобальные же проекты реставрации музея требуют привлечения стороннего финансирования и поддержки государства и города.

Автор съемки: Никита Андреев
Помощь и верстка: Ник Григорьев

Оставить комментарий

avatar
300
  Подписаться  
Уведомление о