В Санкт-Петербурге есть много интересных традиций, и одна из них – прогулки по замерзшим рекам и каналам. В хорошую морозную зиму река Фонтанка или канал Грибоедова превращаются в полноценные улицы, где ходят толпы пешеходов. Множество гуляк можно встретить на льду Финского залива возле парка 300-летия или Канонерского острова. Сегодня я расскажу Вам, как расширить границы своих путешествий по льду и посетить несколько интересных мест, которые Вы никогда не найдете в путеводителях по Северной Столице.

ешеИтак – начнем!

Дожидаемся по-настоящему холодной зимы и переносимся на остров Котлин и прекрасный военный город – Кронштадт, который с недавних пор считается частью Петербурга и сообщается с материком несколькими муниципальными автобусными маршрутами. C южной дамбы после автомобильного туннеля под фарватером выходим на лед. Вашим главный ориентиром станет огромное скопление рыбаков.

Рисбанк – взорванный форт

Очень много людей слышали про Форт-Бойяр, расположенный у атлантического побережья Франции в проливе Антьош. Чуть меньше – про Кронштадтские форты и самый выдающийся из них – Форт Александр I (или Чумной, из-за Чумной лаборатории в 1905-1907 годах). И практически никто не знает, что у “чумного” форта есть старший брат – форт Павел I. О нем и пойдет речь.

Павел I был построен в 1801 году, но имя российского императора получил лишь в 1854 году. На форте разместилось 66 пушек и несколько мортир. Это было мощное оборонное сооружение для своего времени, надёжно защищавшее Кронштадт и Санкт-Петербург. Новую батарею назвали «Рисбанк», что в переводе с немецкого означало «Засечка на отмели». К концу своего строительства укрепление было самым мощным фортом России середины XIX века. На “Павле” разместилось более 200 пушек и около 300 ударных мин, а так же установлена первая в мире минно-артиллерийская позиция из гальванических снарядов. Новое оружие явилось главным аргументом, отрезвившим противников, но и оказалось оружием, поставившем последнюю точку в судьбе величественного форта «Павел I». В 1923 году внутри произошло возгорание одного из минных складов в результате небрежного обращения с огнём моряков, которые решили отдохнуть после шлюпочных учений. Форт был уничтожен полностью. Остались только обломки стен, на подрыве которых впоследствии обучали взрывному делу.

Задний створный маяк.

Следующей нашей остановкой будет маленький искусственный остров, который в 1898 году приютил 41-метровый Задний створный маяк Морского канала. Морской ориентир перестроили в 1914 году (этот год увековечен над входом в маяк) согласно новым нуждам и технологиям.

Николаевский маяк.

Последней на сегодня нашей достопримечательностью станет заброшенный, уже много лет не функционирующий Нижний Николаевский маяк, построенный в 1857 году. Считается первым цельнометаллическим маяком, который произвели в нашей стране. Был установлен по предложению капитана Корпуса флотских штурманов Рычкова. Главный строитель — инженер-капитан Н. Эйлер, по проекту которого и сделали объект.

Но сначала маяк был деревянным и, естественно, непрочным.

В 1862 году сооружение решили укрепить и заодно увеличить ему высоту. Была установлена чугунная круглая башня с освещением. Разработка ее принадлежит заводу Сан-Галли. Маяк служил верой и правдой, но со временем оказался ненужным, и потому сейчас стоит ржавеющий и заброшенный. К слову, рядом путники заметят Верхний маяк, который благополучно функционирует до сих пор.

Время, конечно, изрядно потрепало это место, но увлекающимся заброшенными строениями обязательно понравится — чего стоит вид с высокой башни, на которую при желании можно забраться и сделать красивые снимки.

В завершение рассказа хотим акцентировать Ваше внимание на том, что данный поход требует очень хорошей ледовой обстановки на заливе зимой или наличие лодки летом. В любом случае помните:

Безопасность – превыше всего! 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о